Электронная коммерция набирает популярность, и каждый, кто торгует офлайн и стремится наращивать обороты, однажды приходит к пониманию, что ему нужны цифровые каналы продаж – те, что создаются маркетплейсами. Таких площадок много: Wildberries, OZON, Lamoda, AliExpress, Яндекс.Маркет, и все они предлагают примерно схожие условия сотрудничества. Но, как и при любом другом способе торговли, здесь нельзя обойти вниманием вопрос сертификации товара. Какие документы, подтверждающие качество и безопасность продукции, нужны для ее реализации на виртуальных площадках? Какая сертификация требуется для Вайлдберриз и прочих маркетплейсов?
Прежде всего, следует уяснить, что какой-то отдельной или специальной сертификации для торговли в режиме онлайн или через сайт интернет-ритейлера не существует. Как нет и льгот или послаблений для тех, кто продает продукцию через Wildberries или OZON. В действительности, все крайне просто: здесь действуют такие же правила, как если бы вы продавали свой товар в обычном магазине или на рынке. Следовательно, в случае, когда товар нуждается в обязательной сертификации, то для его продажи через маркетплейс будет нужен Сертификат.
Как сертифицировать свой товар?
Торгуя через виртуальный магазин, вы обязаны заблаговременно оформить разрешительную документацию, подтверждающую качество и безопасность товара. Соответствующие нормативные положения приводятся в Законе «О техрегулировании», и чаще всего приходится обращаться к содержанию Технических регламентов ТС/ЕАЭС, которые и формулируют требования касательно необходимости сертификации. Например, вы собираетесь торговать одеждой – в этом случае основным нормативным документом станет Техрегламент 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». Если эта одежда будет детской, то придется следовать требованиям Техрегламента 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
В данных документах приводятся не только нормативы и требования к качеству продукции, но и правила оценки их соответствия. Где-то придется проходить процедуру сертификации с проведением испытаний образцов продукции в независимой лаборатории. В другом случае – будет достаточно предоставления собственной доказательной базы и оформления Декларации о соответствии. В третьем – перед Декларацией придется оформить Свидетельство о госрегистрации (СГР), выдаваемое Роспотребнадзором.
Порядок сертификации и декларирования
Чтобы сертифицировать товар для его продажи на маркетплейсе, необходимо:
-
Обратиться в сертификационный орган, предоставив туда образцы изделий для их идентификации.
-
Заключить с органом договор о проведении сертификации (оценки соответствия продукции и выдаче разрешительных документов).
-
Пройти лабораторные испытания образцов продукции и получить Протоколы с положительным заключением.
-
Обеспечить экспертам возможность проведения анализа производства и периодического анализа сертифицированной продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).
Все вышеперечисленное касается продукции, которая требует обязательной оценки соответствия в виде сертификации и получения Сертификата соответствия. Если технические регламенты устанавливают требование по оформлению Декларации соответствия, то декларанту следует:
-
Собрать доказательную базу, подтверждающую соответствие продукции требованиям качества и безопасности (как вариант, провести собственные испытания или обратиться в независимую лабораторию).
-
На основании Протоколов испытаний подготовить Декларацию о соответствии товара.
-
Зарегистрировать Декларацию и Протоколы испытаний в базе данных Росаккредитации.
О сроках действия разрешительных документов
И Декларация, и выданный аккредитованным сертификационным органом, как этот: https://scu.group/services/marketplejsy/wildberries, Сертификат для продажи на Вайлдберриз или другой виртуальной мультибрендовой площадке будут иметь срок действия. Продавцу важно контролировать этот момент и помнить, что нахождение товара на сайте в момент, когда разрешительный документ является не действующим (срок действия закончился или еще не начался), равносильно нелегальной реализации продукции со всеми вытекающими последствиями.